Диапазон движения суставов

Сейчас предлагаем рассмотреть статью на тему:" диапазон движения суставов", а врач-ревматолог Ирина Ефремова даст полные комментарии и ответит на интересующие вопросы.

Человеческая кость настолько тверда, что способна выдержать около 10 тысяч килограмм, но если бы скелет состоял только из одной твердой кости, наше движение было бы невозможно. Природа решила эту проблему, просто разделив скелет на множество костей и создав суставы – места, где кости пересекаются.

Суставы человека выполняют достаточно важную функцию. Благодаря им кости, зубы и хрящи тела присоединяются друг другу.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F5%2F6%2F6%2F9%2F9%2F2%2F566992

Их можно классифицировать по функциональности:

Сустав, который не допускает движения, известен как синартроз. Швы черепа и гомфос (соедининение зубов с черепом) являются примерами синартрозов. Соединения между костями называются синдесмозами, между хрящами – синхордрозами, костной тканью – синтостозами. Синартрозы образуются с помощью соединительной ткани.

Амфиартроз допускает небольшое движение соединенных костей. Примерами амфиартрозов служат межпозвоночные диски и лобковый симфиз.

Видео (кликните для воспроизведения).

Третий функциональный класс – свободноподвижные диартрозы. Они имеют самый высокий диапазон движения. Примеры: локти, колени, плечи и запястья. Практически всегда это синовиальные суставы.

Суставы скелета человека могут также быть классифицированы по своей структуре (по материалу, из которого они состоят):

Волокнистые суставы состоят из жестких волокон коллагена. К ним относятся швы черепа и сустав, который соединяет локтевую и лучевую кости предплечья вместе.

Хрящевые суставы человека состоят из группы хрящей, которые связывают кости между собой. Примерами таких соединений будут суставы между ребрами и реберным хрящом, а также между межпозвоночными дисками.

Наиболее распространенный тип – синовиальный сустав – является заполненным жидкостью пространством между концами связываемых костей. Его окружает капсула жесткой плотной соединительной ткани, покрытой синовиальной мембраной. Синовиальная мембрана, из которой состоит капсула, производит масляную синовиальную жидкость, функция которой – смазывать сустав, уменьшая трение и изнашивание.

Есть несколько классов синовиальных суставов, например, эллипсоидный, блоковидный, седловидный и шаровидный.

Эллипсоидные суставы соединяют между собой гладкие кости и позволяют им скользить мимо друг друга в любом направлении.

Блоковидные суставы, например, локтевой и коленный сустав человека, ограничивают движение только в одном направлении так, что угол между костей можно увеличить или уменьшить. Ограниченное движение в блоковидных суставах обеспечивает больше силы и крепости костям, мышцам и связкам.

Седловидные суставы, такие как между первой пястной костью и костью-трапецией, позволяют поворачиваться костям на 360 градусов.

Плечевой и тазобедренный сустав человека – единственные шаровидные суставы в теле. У них самый свободный диапазон движения, они единственные, которые могут повернуться вокруг своей оси. Однако недостаток шаровидных суставов состоит в том, что свободный диапазон движения делает их более восприимчивыми к дислокации, чем менее подвижные суставы человека. В этих местах чаще бывают переломы.

Некоторые синовиальные виды суставов человека необходимо рассмотреть отдельно.

Блоковидные суставы являются классом синовиальных. Это лодыжки, коленный и локтевой сустав человека. Обычно блоковидный сустав – связка двух или более костей, где они могут двигаться только по одной оси, чтобы сгибаться или выпрямляться.

Самые простые блоковидные суставы в теле – межфаланговые, они находятся между фалангами пальцев рук и ног.

Поскольку на них возложено мало массы тела и механической силы, они состоят из простого синовиального материала с крошечными дополнительными связками для укрепления. Каждая кость покрыта тонким слоем гладкого гиалинового хряща, предназначенного для уменьшения трения в суставах. Кости также окружены капсулой жесткой волокнистой соединительной ткани, покрытой синовиальной мембраной.

Строение сустава человека всегда разное. Например, локтевой сустав является более сложным, формируется между плечевой костью, лучевой и локтевой костями предплечья. Локоть подвергнут более сильным нагрузкам, чем суставы пальцев и пальцев ног, поэтому содержит несколько сильных дополнительных связок и уникальных структур кости, которые укрепляют его структуру.

Локтевые и лучевые сопутствующие связки помогают держать локтевую и лучевую кости и укрепляют суставы. Ноги человека тоже состоят из нескольких крупных блоковидных суставов.

Подобный локтевому голеностопный сустав расположен между большой и малой берцовой костьми в голени и таранной кости в ноге. Ответвления большой берцовой малой берцовой кости формируют костистое гнездо вокруг таранной кости, чтобы ограничить движение ноги по одной оси. Четыре дополнительных связки, включая дельтовидную, скрепляют кости и укрепляют сустав, чтобы поддерживать вес тела.

Расположенный между бедром ноги и большой берцовой и малой берцовой костью голени, коленный сустав – самый большой и самый сложный блоковидный сустав в человеческом теле.

Локтевой сустав и голеностопный сустав, анатомия которых схожа, чаще всего бывают подвержены остеоартрозу.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F5%2F6%2F6%2F9%2F9%2F4%2F566994

Эллипсоидный сустав, также известный как плоский, является самой распространенной формой синовиальных суставов. Они образованы возле костей, имеющих гладкую или почти гладкую поверхность. Эти суставы позволяют костям скользить в любом направлении – вверх и вниз, влево и вправо, по диагонали.

Благодаря своей структуре эллипсоидные суставы гибкие, при этом их движение ограничено (для предотвращения травм). Эллипсоидные суставы покрыты синовальной мембраной, которая производит жидкость, служащую смазкой для сустава.

Читайте так же:  Дисплазия тазобедренных суставов детей 5 лет

Большинство эллипсоидных суставов находятся в аппендикулярном скелете между кистевыми костями запястья, между запястными суставами и пястными костями кисти, между костями лодыжки.

Другая группа эллипсоидных суставов находится между гранями двадцати шести позвонков в межпозвонковых суставах. Эти соединения позволяют нам сгибаться, разгибаться и вращать туловищем, сохраняя при этом прочность позвоночника, который поддерживает вес тела и защищает спинной мозг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Существует отдельная разновидность эллипсоидных суставов – мыщелковый сустав. Его можно считать переходной формой от блоковидного вида сустава к эллипсоидному. От блоковидного сустава мыщелковый отличается большой разницей в форме и размерах сочленяющихся поверхностей, в результате чего возможно движение вокруг двух осей. От эллипсоидного сустава мыщелковый отличается лишь количеством суставных головок.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F5%2F6%2F6%2F9%2F9%2F6%2F566996

Седловидный сустав является видом синовиальных суставов, где одна из костей сформирована как седло, а другая кость опирается на нее, как наездник на лошади.

Седловидные суставы более гибкие, чем шаровидные или эллипсоидные.

Лучшим примером седловидного сустава в теле является запястно-пястный сустав большого пальца, который сформирован между костью трапеции и первой пястной костью. В этом примере трапеция формирует округленное седло, на котором сидит первая пястная кость. Запястно-пястный сустав позволяет большому пальцу человека легко содействовать с другими четырьмя пальцами руки. Большой палец, конечно, чрезвычайно важен для нас, так как именно он позволяет нашей руке твердо захватывать объекты и использовать многие инструменты.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F5%2F6%2F6%2F9%2F9%2F5%2F566995

Шаровидные суставы являются специальным классом синовиальных суставов, которые обладают самой высокой свободой движения в теле благодаря их уникальной структуре. Тазобедренный сустав и плечевой сустав человека являются единственными шаровидными в человеческом теле.

Две основных составляющих шаровидного сустава: кость с шарообразной головкой и кость с чашеобразной выемкой. Рассмотрим плечевой сустав. Анатомия человека так устроена, что шарообразная головка плечевой кости (верхняя кость руки) вписывается в суставную впадину лопатки. Суставная впадина – это маленькая и неглубокая выемка, благодаря которой у плечевого сустава самый большой диапазон движения в человеческом теле. Она окружена кольцом гиалиновых хрящей, которые являются гибким укреплением кости, в то время как мышцы – манжеты вращающего устройства – удерживают плечевую кость внутри впадины.

Тазобедренный сустав несколько менее мобилен, чем плечо, но является более сильным и более стабильным суставом. Дополнительная стабильность тазобедренного сустава необходима, чтобы выдержать вес тела человека на ногах, выполняя действия, такие как ходьба, бег и т. д.

В тазобедренном суставе округленная, почти шарообразная головка бедра (бедренная кость) плотно прилегает к вертлужной впадине, глубокой выемке в тазовой кости. Достаточно большое количество жестких связок и сильных мышц держат головку бедренной кости на месте и сопротивляются самым сильным напряжениям в теле. Вертлужная впадина также предотвращает вывихи бедра, ограничивая движение кости в ее пределах.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Fmisc%2Fi%2Fthumb%2Fa%2F5%2F6%2F6%2F9%2F9%2F8%2F566998

На основе всего вышеизложенного можно составить небольшую таблицу. Строение сустава человека включать в нее не будем. Итак, в первой колонке таблицы указан тип сустава, во второй и третьей – примеры и их местонахождение соответственно.

Основы анатомии человека.

Гибкость и суставы

В последнем уроке, перед тем, как мы начнём рисовать лица наших персонажей, я введу понятие гибкости. Гибкость – это способность сустава к растяжению до предела его подвижности, иначе говоря, то «как суставы могут и не могут двигаться». Материал собран из моего опыта занятий боевыми искусствами и обучение гибкости не часто упоминается в книгах по рисунку человеческой фигуры, но оно дополняет мышцы в понимании движения тела. Это также необходимо для того, чтобы нарисовать тело в натуральном виде, а не как деревянный манекен с навинченными конечностями!

Прежде чем углубиться в тему, предупреждаю: не используйте этот урок в качестве справочного материала для физических занятий. Это справочная информация по искусству, и некоторые материалы упрощены для этой цели. Не пытайтесь этим заниматься без руководства профессионала.

Общие сведения о гибкости

Прежде, чем в это вникать, стоит узнать некоторые общие факты о гибкости, которые помогут вашему обучению.

Три типа гибкости

Для изобразительных целей нам нужно заняться только тремя видами: пассивным, активным и динамическим.

Passive flexibility пассивная гибкость – это то, насколько вы можете растягиваться при помощи (либо под весом вашего тела, например, при растягивании ног на земле, либо со стороны партнера, рис. a). В этом случае мышечной работы нет, а степень растяжения определяется тем, насколько растянуты мышцы.

Active flexibility активная гибкость – это то, насколько вы можете растягиваться без посторонней помощи, растягивая суставы и замирая в позиции (рис. b). Примером может быть поднятие ноги как можно выше (без удара ногой). Это намного сложнее и этот диапазон растяжения всегда уступает пассивному диапазону, потому что сопротивление вытянутых мышц должно быть преодолено силой их антагонистов.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fkonspekta.net%2Fpoisk-ruru%2Fbaza8%2F1178267900321.files%2Fimage001

Dynamic flexibility динамическая гибкость – это то, насколько вы можете использовать импульс, чтобы растянуться, например, размахивая ногой. Делая это упражнение, вы растягиваетесь больше, чем пассивным или активным способом, но только на долю секунды. Так происходит во время схваток или рывков из-за скорости движения, поэтому вполне уместно показать экстремальное растяжение у персонажей, захваченных на пике взмаха. В повседневной тренировке гибкости это может быть использовано для получения большего диапазона – но риск разрыва мышц очень высок, и заниматься этим можно только после хорошего разогрева (абсолютно не пытайтесь делать это дома).

Диапазон движения для каждого сустава

[2]

Читайте так же:  Передача малахова про лекарство от суставов

Ниже показаны суставы:

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fkonspekta.net%2Fpoisk-ruru%2Fbaza8%2F1178267900321.files%2Fimage002

Шея

Шея соответствует последним семи позвонкам позвоночника (the cervicals). Они похожи на штабелированные цилиндры, разделённые «подушкой», поэтому диапазон их движения ограничен.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fkonspekta.net%2Fpoisk-ruru%2Fbaza8%2F1178267900321.files%2Fimage003

Сгибание: подбородок может касаться грудины. Это создает двойной подбородок и неприглядные складки кожи.

Вытягивание: линии шеи и челюсти сливаются в одну кривую.

Наклон в сторону: ухо не может коснуться плеча, если плечо не поднято.

Вращение: шея сама по себе поворачивается хуже, чем мы думаем. Чтобы обернуться назад, мы также задействуем верхнюю часть тела.

Тазобедренный сустав является типичным шаровидным суставом. Он образован вертлужной впадиной тазовой кости и головкой бедренной кости. Глубина вертлужной впадины увеличивается за счет суставной губы, прикрепленной к краю вертлужной впадины. Капсула тазобедренного сустава очень прочна благодаря вплетенному в нее связочному аппарату.

Несмотря на значительную подвижность тазобедренного сустава, его главная функция — обеспечение стабильности. Целый ряд факторов обусловливает стабильность тазобедренного сустава и в конечном счете определяет его диапазон движения. Рассмотрим эти факторы.

Вертлужная впадина представляет собой полусферическую полость, сочлененную с головкой бедра. Ее образуют три кости: подвздошная, седалищная и лобковая. При рассмотрении спереди она может быть обращена вперед, вниз и латерально; это положение увеличивает стабильность.

Другим фактором, создающим стабильность, является губа вертлужной впадины, т.е. фиброзно-хрящевая кайма, соединенная с краем вертлужной впадины, которая увеличивает глубину сустава и является своеобразным «воротником» головки бедра. Этот «воротник» прочно удерживает головку бедра на своем месте.

Форма вертлужной впадины в определенной степени обусловлена формой таза, которая, в свою очередь, имеет значительные различия у мужчин и женщин. У женщин таз более мелкий и короткий, кости менее прочные, копчик более подвижный, а угол надлобковой дуги более тупой. Кроме того, женский таз шире, почти цилиндрической формы. Вследствие этого головки бедренных костей больше изолированы друг от друга. Поскольку бедра изгибаются к центральной линии тела, по мере приближения к коленям, последние располагаются, как правило, ближе друг к другу, чем у мужчин. Более широкие бедра обусловливают больший потенциал диапазона движений у женщин (Hamilton, 19886).

Угол наклона и отклонения бедра

[3]

Головка и шейка бедренной кости образуют со стержнем бедра угол в двух направлениях: угол наклона и угол отклонения. Угол наклона образован шейкой и стержнем во фронтальной плоскости. У новорожденных детей он достигает 150°. С возрастом, однако, он уменьшается, составляя в среднем около 135° у взрослого человека (рис. 17.9).

Если у взрослого человека угол наклона превышает 135°, возникает деформация, называемая «coxa valga» (см. рис. 17.9). При таком угле диа-

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage102

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage102Г л а в а 17. Анатомия и гибкость свободной нижней конечности и тазового пояса

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage434

шейкой бедра и меньше (coxa vara), что 135° (coxa valga), диапазон

стержнем 135° обусловливает уменьшение отведения увеличивается

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage436

Если смотреть сверху, Когда угол «антеверсии» небольшой, головка нормально

шейка ориентирована входит в суставную ямку и сохраняется хороший суставной

вперед под углом 10-30° контакт даже при латеральном вращении

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage102

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage438

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage440

При большом угле антеверсии задняя часть головки теряет контакт с суставной ямкой в латеральном вращении. Латеральное вращение более ограничено у таких людей в результате соприкасания шейки и латерального края вертлужной впадины. На подвижность тазобедренного сустава также влияют курватура и длина шейки бедра

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage442

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage444

Более вогнутая и длинная шейка облегчает При более короткой и менее вогнутой
отведение и латеральное вращение. шейке эти два движения ограничены сопри-

косновением с краем вертлужной впадины

Рис.17.9. Разновидности тазобедренного сустава (Calais-Germain, 1993)

пазон отведения увеличивается. В исключительных случаях угол может достигать 180°, что обусловливает возникновение вывихов (Kapandji, 1987; Steindler, 1977).

Если угол наклона меньше 135°, деформация носит название «соха vara» (см. рис. 17.9). В этом случае бедра оказываются расположенными еще шире, а способность отведения ограничена вследствие сжатия боль-

Наука о гибкости

шого вертела с подвздошной костью. Кроме того, существенно ограничивается внутреннее вращение бедра (Steindler, 1977).

Угол отклонения представляет собой показатель степени переднего искривления головки бедра по отношению к стержню (см. рис. 17.9). Иными словами, это угол между осью шейки бедра и фронтальной плоскостью. У новорожденных он равен 40°, а с возрастом снижается до 12-15°. Угол отклонения иначе называют углом антеверсии. Уменьшение этого угла называется ретроверсией (см. рис. 17.9).

Увеличение угла антеверсии приводит к увеличению внутреннего сгибания или медиального вращения бедра и ноги. Ретроверсия, наоборот, приводит к внешнему сгибанию или латеральному вращению бедра и ноги. Идеальная структура для занятий балетом и некоторыми видами спорта следующая: длинная шейка бедра при небольшом угле отклонения, обеспечивающим максимальный диапазон движения.

Читайте так же:  Гель в коленный сустав препарат

Суставная капсула и связки

Несмотря на то что степень движения бедра обусловлена преимущественной костной структурой, определенную роль при этом играют и другие компоненты сустава. Наиболее важными из них являются суставная капсула и мощный связочный аппарат. Капсула тазобедренного сустава прочно прикреплена к гребню вертлужной впадины и у основания шейки бедра. Она заключает в себе суставные поверхности образующих сустав костей и большую часть шейки бедра и связки (рис. 17.10, а). Главными связками тазобедренного сустава являются: подвздошно-бедренная, седа-лищно-бедренная, лобково-бедренная и круговая связка. Наиболее прочная из этих связок подвздошно-бедренная связка, имеющая форму V, прикреплена к переднему нижнему подвздошному позвонку и ниже — к межвертельной линии, соединяющей большой и малый вертел. Более слабая лобково-бедренная связка проходит от подвздошно-лонного возвышения к

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage446

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage102

Г л а в а 17- Анатомия и гибкость свободной нижней конечности и тазового пояса

точке, расположенной вблизи малого вертела (рис. 17.10, б). Седалищно-бедренная связка проходит от седалищной кости (ниже вертлужной впадины) к тыльной части шейки бедра (рис. 17.10, в).

Мышечная сила и координация

Стабильность тазобедренного сустава увеличивают также мышцы, проходящие почти параллельно шейке бедра. Они обеспечивают соприкосновение головки бедра с вертлужной впадиной; это грушевидная мышца, внешний запиратель, большая и малая ягодичные мышцы.

В диапазоне движения весьма важной является роль, которую играют эти мышцы во время активного растягивания, в отличие от их роли, связанной с тугоподвижностью при пассивном растягивании. Например, при активном отведении ног ограничительным фактором может быть недостаточная сила или координация агонистов (т.е. отводящих мышц), чтобы создать движения.

Наконец, не следует забывать, что сопротивление группы мышц-антагонистов и оболочек их соединительной ткани также является одним из ключевых факторов, определяющих диапазон движения. Таким образом, во время отведения главными ограничительными факторами являются тугоподвижность приводящих мышц и оболочек их соединительной ткани.

Пределы диапазона движения тазобедренного сустава.Тазобедренный сустав выполняет шесть основных видов движений: сгибание, разгибание (выпрямление), приведение, отведение, внутреннее (пронация) и внешнее (супинация) вращение. Рассмотрим каждое из этих движений.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=http%3A%2F%2Fok-t.ru%2Fstudopedia%2Fbaza19%2F1477734897374.files%2Fimage448

Сгибание тазобедренного сустава представляет собой уменьшение угла между бедром и животом. Диапазон сгибания при согнутой в колене ноге колеблется приблизительно от 0 до 120°, при выпрямленной не превышает 90°. Тесты для измерения тугоподвижности подколенных сухожилий включают пассивный тест касания кончиков пальцев, пассивное поднимание прямой ноги (рис. 17.11) и активное поднимание прямой ноги. Послед-

Наука о гибкости

Тест поднимания прямой ноги для растягивания подколенных сухожилий в сущности представляет собой сочетание сгибания бедра и поясничного отдела позвоночника. Точное и аккуратное тестирование предусматривает ровное положение спины на столе.

Russian (Pусский) translation by Yuri Yuriev (you can also view the original English article)

В последнем уроке, перед тем, как мы начнём рисовать лица наших персонажей, я введу понятие гибкости. Гибкость – это способность сустава к растяжению до предела его подвижности, иначе говоря, то «как суставы могут и не могут двигаться». Материал собран из моего опыта занятий боевыми искусствами и обучение гибкости не часто упоминается в книгах по рисунку человеческой фигуры, но оно дополняет мышцы в понимании движения тела. Это также необходимо для того, чтобы нарисовать тело в натуральном виде, а не как деревянный манекен с навинченными конечностями!

Прежде чем углубиться в тему, предупреждаю: не используйте этот урок в качестве справочного материала для физических занятий. Это справочная информация по искусству, и некоторые материалы упрощены для этой цели. Не пытайтесь этим заниматься без руководства профессионала.

[1]

Прежде, чем в это вникать, стоит узнать некоторые общие факты о гибкости, которые помогут вашему обучению.

Для изобразительных целей нам нужно заняться только тремя видами: пассивным, активным и динамическим.

Passive flexibility пассивная гибкость – это то, насколько вы можете растягиваться при помощи (либо под весом вашего тела, например, при растягивании ног на земле, либо со стороны партнера, рис. a). В этом случае мышечной работы нет, а степень растяжения определяется тем, насколько растянуты мышцы.

Active flexibility активная гибкость – это то, насколько вы можете растягиваться без посторонней помощи, растягивая суставы и замирая в позиции (рис. b). Примером может быть поднятие ноги как можно выше (без удара ногой). Это намного сложнее и этот диапазон растяжения всегда уступает пассивному диапазону, потому что сопротивление вытянутых мышц должно быть преодолено силой их антагонистов.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FActive-passive

Dynamic flexibility динамическая гибкость – это то, насколько вы можете использовать импульс, чтобы растянуться, например, размахивая ногой. Делая это упражнение, вы растягиваетесь больше, чем пассивным или активным способом, но только на долю секунды. Так происходит во время схваток или рывков из-за скорости движения, поэтому вполне уместно показать экстремальное растяжение у персонажей, захваченных на пике взмаха. В повседневной тренировке гибкости это может быть использовано для получения большего диапазона – но риск разрыва мышц очень высок, и заниматься этим можно только после хорошего разогрева (абсолютно не пытайтесь делать это дома).

Читайте так же:  Артроскопия коленного сустава артроз

Ниже показаны суставы:

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-joints

Шея соответствует последним семи позвонкам позвоночника (the cervicals). Они похожи на штабелированные цилиндры, разделённые «подушкой», поэтому диапазон их движения ограничен.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-neck

Сгибание: подбородок может касаться грудины. Это создает двойной подбородок и неприглядные складки кожи.

Вытягивание: линии шеи и челюсти сливаются в одну кривую.

Наклон в сторону: ухо не может коснуться плеча, если плечо не поднято.

Вращение: шея сама по себе поворачивается хуже, чем мы думаем. Чтобы обернуться назад, мы также задействуем верхнюю часть тела.

2. Поясничный отдел позвоночника (нижняя часть спины)

Это «сочленение» состоит из пяти позвонков, которые выходят из тазовой кости. Его диапазон движения довольно ограничен, но, поскольку мы всегда используем его в союзе с другими участками, часто выглядит так, как будто он очень подвижен. На приведенной ниже диаграмме показано, как участие других суставов создаёт видимость гибкости поясничного отдела, но на самом деле она одинакова во всех четырёх положениях.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-lumbar-spine

Из всех суставов у этого самый большой диапазон, благодаря подвижности суставной сумки он может вращаться на 360º. Но это также означает, что он может сместиться, если его дёрнуть слишком сильно, поэтому хорошо известный замок, показанный ниже, настолько эффективен: плечевой сустав растянут до предела под давлением, и будет вывихнут, если надавить сильнее.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-shoulder

В резком контрасте с плечом локоть напоминает дверной шарнир – он открывается в одном направлении и останавливается.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-elbow

Выпрямление: у некоторых людей локти сверхгибкие. Хотя не такая редкость, рисуйте это сдержанно. Это может выглядеть нормально для некоторых персонажей и странно для других.

Сгибание: не считайте, что сустав может повернуться полностью! Этому движению мешает мышечная масса, и надо почувствовать это по форме мышц, как оно ими ограничено (в отличие от мягкого жира). Если этого не учесть, то мышцы будут выглядеть дряблыми и неправильными.

Ниже приведены дополнительные движения, которые не относятся к локтевым, но могут быть здесь рассмотрены. Предплечье, состоящее из двух параллельных костей, может скручиваться в обоих направлениях при вращении запястья до степени, указанной ниже (рука видна сзади):

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-Forearm

Диапазон движения запястья почти всегда спереди назад; если вы попытаетесь повернуть его, то заметите, что оно описывает не правильный круг, а скорее эллипс, потому что движения запястья в стороны ограничены.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-wrist

Пальцы могут быть достаточно гибкими при отведении назад (выпрямление). С посторонней помощью некоторые люди могут отогнуть пальцы под углом до 90º. Без посторонней помощи они могут лишь немного отклоняться, и это требует усилий (иногда это используется в иллюстрации, для придания руке жизненности и плавности). Пальцы могут отгибаться по отдельности, но если рука расслаблена, соседние пальцы тоже будут слегка подниматься следом.

Бедро является ключом к шпагату, и, конечно, ко всем ударам ногами, столь важным для боевых искусств. Это отражение нижней части плеча, так как оно также является суставной сумкой, хотя и более ограниченной.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-hip-joint111

Сгибание: это диапазон движения от согнутого колена до распрямления в момент удара. Когда колено прямое, гораздо труднее поднять и удержать ногу выше уровня талии. Достижение полного угла таким образом (единственно через силу мышц ног) почти невозможно, и спортсмены, умеющие это делать, чрезвычайно впечатляют.

Выпрямление: здесь пальцы ноги вытянуты, но поворот ноги немного наружу позволяет ноге откинуться назад на несколько градусов.

Отведение требует особого внимания, так как направление пальцев ног имеет существенное значение: поворот пальцев наружу даёт значительно больший диапазон, чем вытягивание их вперёд. Это связано с положением сустава в каждом случае:

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-Hip-joint-2

Из-за того, как работает сустав, сесть на шпагат с вытянутыми пальцами невозможно! В шпагате пальцы должны быть отогнуты. Если кто-то делает это впервые, проверьте их спину: может быть, она изогнута. Итак, пальцы ног отогнуты, а тазовая кость вместе с ногами и ступнями наклоняется вперед.

Колено очень похоже на локоть.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-knee

Сгибание: как и в локтевом суставе, мышцы могут препятствовать сгибанию. С мускулистыми ногами так на пятки не сядешь. Большие мышцы позволяют сесть на икры, не касаясь пяток ягодицами.

Выпрямление: колено не растягивается! Раздутые, широкие силуэты ног обусловлены комбинацией линий четырехглавой и икроножной мышц, которые скрывают прямую линию нормально выпрямленного колена.

Поворот внутрь: достигает большей степени вместе с вращением тазобедренного сустава.

Голеностопный сустав, в свою очередь, похож на запястье, но с гораздо более ограниченным диапазоном вращения.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-ankle

Грудной отдел позвоночника не был включен в диаграмму суставов, поскольку он не является суставом, но вовлечён в большинство упражнений на гибкость. Эта часть позвоночника очень ограничена в движении. Изгиб в этом месте сделает ваши персонажи особенно пластичными (вспомните, «Человек-паук»), но легко зайти слишком далеко и заставить их выглядеть так, как будто их спина сломана!

Читайте так же:  Механоаппараты для разработки всех суставов конечностей

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-spine-1

В состоянии покоя: позвоночник в нормальном состоянии имеет S-образную форму.

Сгибание: грудина вжимается, в то время как позвонок у основания шеи выступает. Отдельные позвонки можно увидеть на спине, когда позвоночник прижимается к коже.

Выпрямление: грудина выгибается, а пространство между лопатками сжимается. На спине появляется складка, когда позвоночник отступает.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-spine-2

Так не делайте, позвоночник не может сгибаться таким образом! В правильной изображении вы можете увидеть, что ряд суставов задействован так, что тело в целом выгнуто назад.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FThe-spine-3

Вращение: вращение верхней части тела означает фиксацию бёдер и поворот только грудной клетки влево и вправо. Таким способом возможно только небольшое движение, намного меньшее, чем если бы вы ещё помогали бёдрами. Эта способность развивается, например, в тайцзицюань и танцах живота. Голова может, конечно, повернуться дальше, но в пределах шеи, и может достигать 90 градусов.

Теперь, когда мы понимаем, как растягиваются отдельные суставы, давайте рассмотрим положения, в которые вовлечено их несколько сразу, чтобы увидеть, как понимание суставов делает позы более естественными. Красные стрелки указывают на суставы при растяжении.

Существует два способа разведения ног во фронтальной оси.

Ниже приведен классический, более сложный способ, потому что положение колена требует большего выдвижения заднего бедра, чтобы «полностью сидеть» на земле. Колено задней ноги опущено и подошва ноги направлена вверх. Обратите внимание, что передний носок вытянут, если нога расслаблена: сгибание стопы будет означать растяжение икры, что требует больших усилий.

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FFront-split-1

В другом случае заднее колено вывернуто наружу с пальцами, указывающими в том же направлении. Это положение легче (легче колену), и предпочтительно в боевых искусствах, потому что позволяет вскочить в стоячее положение (попытка сделать это с классического шпагата приведёт к травме).

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FFront-split-2

Это особенно популярная боевая позиция – отличный пример того, как вам кажется, что вы видите. «Боковой» удар не делается боком, тогда это будет позиция поперечного шпагата (мы видели, насколько это ограничено) или даже отведения бедра: на самом деле тут ближе к версии переднего шпагата:

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FSide-kick

Неправильный удар: все вовлечённые суставы имеют ограниченный в боковом направлении диапазон, и тело должно это компенсировать, наклоняясь вбок. Это сомнительно не только потому, что он опрокинется набок при нанесении удара, но и удар будет очень слабым, так что никакой силы там не нарисовать.

Низкий боковой удар: «чистый» боковой удар (смотри на голени!), используется для низких ударов и вообще без растяжки.

Правильный, так называемый боковой удар: это ближе всего к переднему шпагату, что означает, что удар на самом деле направлен назад, используя в основном выпрямление бедра. Это позволяет телу принимать форму сплошной дуги, с опорой на стоящую ногу, которая направляет в неё много энергии. Это только выглядит как «боковой удар», потому что верхняя часть тела так вывернута.

Хороший мостик, когда ноги и руки расположены на расстоянии одного предплечья, требует почти полного растяжения всех суставов. Пятки упираются в землю так, что вес в основном на руках, а талия подталкивается вверх – единственный способ хорошо растянуть бедро/поясничную область. Локти полностью вытянуты или «заперты», а колени не могут выпрямиться без расширения моста, но тогда вы быстро начинаете скользить!

Изображение - Диапазон движения суставов proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.tutsplus.com%2Fvector%2Fuploads%2F2014%2F02%2FBridge

Двигаясь вперед, сделайте несколько упражнений, которые помогут понять гибкость нашего тела.

Осторожно и без принуждения попробуйте каждое из движений, описанных в разделе “Диапазон движений для каждого сустава” (не используйте комплексные растяжки). Почувствуйте свои пределы и посмотрите, сможете ли вы определить, какие из них могут быть преодолены с помощью тренировок и какие установлены анатомически. Дело в том, чтобы понять материю вашего тела (если вы тренируетесь и растягиваетесь, вы, вероятно, это уже делаете).

Посмотрите фотографии гимнастов и других, кто использует гибкость до предела. Сделайте с них быстрые эскизы, затем переведите это в диапазон среднего человека (или даже большого и мускулистого). Там нет научно точного правильного ответа, так что получайте удовольствие и следите за тем, что выглядит правильным, а что нет.

Источники

  1. Вечерская, Ирина 100 рецептов при болезнях суставов / Ирина Вечерская. – М. : Центрполиграф, 2013. – 160 c.
  2. Платонов, Андрей Котлован. Ювенильное море / Андрей Платонов. – М. : Художественная литература. Москва, 2014. – 192 c.
  3. Рябков, Вадим Апоптоз лимфоцитов при ревматоидном артрите / Вадим Рябков. – М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 156 c.
Изображение - Диапазон движения суставов 4589562
Автор статьи: Ирина Ефремова

Доброго времени суток. Меня зовут Ирина. Я уже более 7 лет работаю в ревматологическом центре. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать интересующие их вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here